Пока петербургские власти тестируют первую платную парковку, мэрия Москвы уже обсуждает возможность платного въезда в отдельные районы города. Эта идея Петербургу тоже не чужда — чиновники Смольного упоминали платный въезд как возможный способ сохранения исторического центра.
Однако, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет петербуржцам не придется включать дорожный сбор в свои расходы. Замгендиректора Санкт-Петербургского института транспортных систем Елена Ногова рассказала РБК-Петербург, чего именно не хватает городу, чтобы сделать центр платным.
Насколько целесообразно было бы вводить в Петербурге платный въезд в центр?
Начнем того, что реализованных проектов платного въезда не очень много. Все знают о Лондоне, все знают о Стокгольме. С момента громкого ввода этих проектов прошел уже десяток лет. Однако о широком распространении везде и всюду не слышно. И это не случайно.
Дело в том, что эта система по сути не окупается. Те, кто говорит о ее внедрении в России, почему-то рассматривают ее как источник получения денег. По моим сведениям, она позволяет собрать деньги и окупить себя только в Лондоне, где въезд стоит в эквиваленте 400-500 рублей в зависимости от колебаний курса. Такую цену мы ввести не можем.
Стоимость только первоначальных вложений во внедрение этой системы в Стокгольме составила порядка 20 млрд руб. Это и связь, и видеокамеры на въезде для фиксации номера — понятно, что мы не найдем место в центре для пунктов пропуска, как на ЗСД, и освещение. Стокгольм меньше Петербурга, у нас все будет стоить минимум 30 млрд руб. За эти деньги можно построить пару хороших мостов. Плюс постоянные расходы на эксплуатацию.
Какие еще есть сложности?
Вторая проблема — правовая. Предположим, человек проехал, не заплатив, его сфотографировали. Как мы дальше с него будем брать штраф. Чем мы нашего человека запугаем? Присылать к нему судебного пристава и требовать, чтобы он заплатил 100 рублей? Приставов не наберемся. В Стогкольме такое нарушение приравняли к нарушению налогового законодательства, а на Западе, как вы знаете, нарушение налогового законодательства — страшнее не придумаешь, ни кредитов не будет, ничего. А у нас? Можно припугнуть, разве что, невыездом за границу. Я уже не говорю о том, что номера должны быть чистые, видные.
На мой взгляд, сейчас надо заниматься платной парковкой, потому что это метод, который, с одной стороны, позволяет ограничить поток, с другой — может принести доход.
Может, затраты на платный въезд окупятся косвенным образом за счет сокращения затрат на поддержание центра в нормальном состоянии — на ремонт дорог, чистку фасадов от копоти?
Надо проводить экономические расчеты.
Но если мы куда-то запрещаем ехать, надо давать альтернативу. Мы уже сколько лет говорим о том, что центр можно будет объехать, но дело не очень продвигается.
Вроде бы, сейчас Смольный формирует обход по ЗСД с запада, а от него по набережным Невы и Обводного канала.
Я вас уверяю, это будет не очень скоро. Сама реконструкция Обводного канала — более чем затратный проект. Давайте сначала сформируем обход, а потом подумаем. Когда я позвонила своим знакомым в Стокгольм через пару недель после введения платного въезда и спросила как дела, они сказали: "Вы знаете, в центре стало лучше, но объездная встала". То есть ограничение потока в центре может существенно ухудшить положение на окраинах.
И еще один момент. Запрещая куда-то ехать на автомобиле, мы должны давать альтернативу в виде общественного транспорта. Транспортная система того же центра Лондона, где плотная сеть метрополитена, автобусы движутся по обособленным полосам, альтернативу дает. У них и менталитет другой. В Лондонском метро в час пик вы увидите толпу клерков в чистеньких костюмчиках. А у нас метро, мягко говоря, не очень престижный вид транспорта.
Да и самого метро у нас намного меньше, и не только на окраинах, но и в центре. Например, нет станции у Смольного, и появится она году в 2023-25-м в лучшем случае, если мы начнем активно строить Красносельско-Калининскую линию. Вот когда мы закроем центр метрополитеном, когда мы построим обход, разберемся с платной парковкой, давайте тогда серьезно просчитаем все затраты на введение платного въезда в центр и все выгоды от его реализации.
То есть раньше 2025 года даже расчеты проводить бессмысленно?
Думаю, что да. У нас просто нет для этого условий. В Москве, кстати, центр закрыт метрополитеном, и у них есть 4 кольца: Бульварное, Садовое, Третье транспортное, МКАД. У нас нет ни метро в достаточном количестве, ни кольцевых.
Беседовала Мария Летюхина - http://top.rbc.ru/spb_sz/25/09/2014/951350.shtml